Правительство считает свой проект социально-ориентированным. «Единая Россия» даёт оценку – бюджет развития, а эксперты уже назвали его бюджетом выживания, а некоторые – даже бюджетом затухания. Вот такие противоречивые оценки проекта бюджета. Попробуем разобраться в этом, но для начала поясним, как он создаётся, какую цель преследует и для чего нужен. Каждый из нас сталкивается с ним, ощущая в кармане денежную наличность, счёт в Сбербанке (если есть), полученную зарплату. Мысленно сопоставляя свой доход с предстоящими расходами, а их очень много – ЖКР, питание, одежда, детсад или школа и т.д. Хватит ли всей суммы на это или придётся кое-что из расходов отложить на потом? Составить бюджет – очень трудное дело. Во времена Советского Союза к этому подключали практически все хозяйствующие организации. Промышленные организации составляли промфинпланы, строительные – стройфинпланы, бюджетные – балансы доходов и расходов и т.д. За базу принимали предыдущий год с учётом коэффициентов роста по объёму, производительности труда, по росту заработной платы и прочим. Потом всё сводилось в министерствах, управлениях и в Госплане. Сверялись с данными Госбанка, статрасорганы составляли баланс трудовых ресурсов Вся эта работа проходила под контролем Коммунистической партии с участием ведущих институтов, академий наук. Сразу вопрос: причём здесь партия? Отвечу: главная задача партии – стратегическое управление обществом. Управление это осуществляется путём рождения смыслов борьбы и созидания нового мира, предвидеть образы будущего и определять маршруты движения для себя и для тех, кого ведёт партия к заявленной цели и при этом профессионально действовать в конкретных обстоятельствах. И то, что в советской Конституции в шестой статье было записано о руководящей роли Коммунистической партии – вполне логично. Благодаря этому, мы до сих пор пользуемся достижениями страны Советов. Бюджет страны – важнейший документ, в котором отражаются цели развития страны и роста благосостояния её граждан. Итак, Правительство РФ представило в Госдуму для обсуждения и принятия проект государственного бюджета на ближайшую трёхлетку. Не знаю, как он рождался, и принимала ли в нём участие «Единая Россия» – вряд ли, она же не партия в широком смысле этого слова. Наш лидер Г.А. Зюганов назвал её «приложением к Администрации». Считаю, её роль в политической системе – законсервировать существующее положение в стране. При беглом рассмотрении доходной и расходной частей бюджета приходишь к убеждению о правильной оценке, данной экспертами. Бюджеты созданы для олигархии с целью дальнейшего увеличения их доходов за счёт нищающего населения, так как наложенные на Россию санкции резко ограничили доходы олигархов, получаемые от продажи сырьевых ресурсов страны. Доходная часть бюджета, в основном, формируется за счёт роста выпуска ценных бумаг и распределения среди олигархата. Второй источник доходной части – дальнейшая приватизация, то есть распродажа значительных долей в государственных предприятиях. И третий источник – это увеличение налоговой нагрузки на граждан, вместо того, чтобы заставить олигархов с их банками поделиться доходами с государством. Государство периодически спасало банки от банкротства вливанием народных средств в сумме 12 миллионов рублей. Налоговые меры составители бюджета рассматривают в качестве основных факторов его увеличения. За рост НДС платить будет потребитель, а резкое сокращение тех, на кого распространяются налоговые льготы и упрощения система налоговых расчётов – это прямой удар по малому бизнесу в пользу дальнейшей монетизации народного хозяйства. Государство не может заставить олигархов поделиться доходами и залезает в карманы населения. В 2024 году бюджетные расходы валового внутреннего продукта (ВВП) составляли 20 %, а к концу предстоящей трёхлетки этот показатель составит 17,9 %, в 2026 году он снижается до 19,7 %, в 2027 году – 18,7 %. Это говорит о том самом затухании российской экономики. Центробанк своей кредитной ставкой будет этому способствовать. Реальная продовольственная инфляция составляет 20 % (картофель за последний год подорожал в четыре раза, лекарства на 14 %). Ожидаемые расходы бюджета в текущем году – 42,8 трлн рублей, на 2026 год согласно проекту бюджета запланировано до 44 трлн рублей. т.е. увеличение составит 1,2 трлн рублей или 2,8 %. Таким образом, он в 2027 году отстаёт от официальной прогнозируемой инфляции в 4 %. В 2026 года этот рост превысит официальную инфляцию, но лишь на 0,5 %. На 2026 год заложены почти десятипроцентный рост расходов по разделу «Национальная экономика», а в 2028 году они должны составлять на четверть больше, чем в 2025 году. При рассмотрении планов по финансированию обнаруживается, что их поддержка урезается почти поголовно. В течении предстоящей трёхлетки почти вдвое сокращается финансирование нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Программа «Развитие авиационной промышленности» обрекают на урезание. То же ожидается и с программой «Развитие энергетики» – почти в двое. Наносится жёсткий финансовый удар нашей аграрной отрасли, а это – продовольственная безопасность. В СССР на поддержку сельского хозяйства направлялось почти 15 % расхода бюджета. Сегодня – лишь 1,3 %. На протяжении всей предстоящей трёхлетки финансирование по таким программам, как «Развитие сельского хозяйства и расширение рынков сельхозпродукции», «Комплексное развитие сельских территорий», «Вовлечение в оборот земли сельскохозяйственного назначения», «Развитие рыбохозяйственного комплекса» даже в номинальном выражении не достигнут уровня финансирования 2025 года. В проект бюджета заложено фактическое обворовывание социальной сферы. Наука и образование – это те сферы, которые требуют особого пристального внимания, если хотим преодолеть технологическое отставание, обеспечить импортозамещение, поднять национальную промышленность, наполнив её новыми высококлассными кадрами. 10 лет назад средняя зарплата учителя отставала от средней зарплаты по стране на 4 %, сегодня отстаёт уже на 29 %. 12 лет назад расходы на образование составляли 5 % бюджета, сегодня – 3,8 %, а к концу трёхлетки расходы на образование едва превысят 4 % от общей суммы расходов бюджета, в то время как для повышенного финансового обеспечения этой сферы необходимо направлять не менее 7 % бюджетных средств. На финансирование по разделу «Культура» в 2028 году прибавка против 2025 года составит нищенские 0,7 % от всех расходов бюджета. Что касается расходов на фундаментальную и прикладную науку, то в бюджетных разделах, нацпроектах и госпрограммах они внятно не указаны. По разделу «Социальная политика» составители бюджета обещают нам не рост, а падение финансирования в реальном выражении в течение трёх ближайших лет. По разделам «Молодёжь и дети» и «Охрана окружающей среды» в течение трёх лет планируют наращивать и увеличить. Может быть, это поможет более успешно справляться с лесными пожарами. По разделу «Здравоохранение» нам обещают прибавку не менее, чем на 1 % в 2026 году и на 2,5% – в 2027 году. В итоге с учётом инфляции мы получили фактическое снижение. Урезание запланировано в следующем году и на госпрограмму «Развитие здравоохранения». По нацпроекту «Семья» финансирование в течение трёхлетки практически не вырастает, а по нацпроекту «Продолжительная и активная жизнь» и вовсе урезается даже в номинальном выражении. Словом, перед нами проект бюджета, прямо способствующий дальнейшему сокращению больниц и поликлиник и сохранению стратегически крайне опасной зависимости от импортных лекарств. В начале сентября на Восточном экономическом форуме Президент России Путин В.В. подчёркивал: необходимо изыскать источники дополнительных доходов за счёт роста отечественного производства и увеличения производительности труда, а не дополнительных поборов с граждан и ограничения расходов, от которых зависят качество их жизни. Можно это признать как наставление составителям бюджета без указания конкретных контрольных цифр. В рассмотренном проекте бюджета нет даже намёка на исполнение указаний Путина В.В., да и не должно быть. Мне по этому поводу вспомнился советский фильм «ЧП». Сюжет фильма основан на действительных событиях. В международных водах китайцы-чанкайшисты захватили советское торговое судно с целью принудить членов команды отказаться от советского гражданства. В нём есть эпизод, до события захвата: на палубе матросы, свободные от вахты, слушают общего любимца – балагура и затейника, роль которого исполняет Вячеслав Тихонов, рассказывающего о том, что когда кто-то о чём-то говорит серьёзным тоном, то это не надо воспринимать всерьёз, если при этом он держит средний палец правой руки на указательном. Мы много раз слушали хорошие высказывания нашего Президента о росте экономики и благосостояния населения, но они практически никогда не осуществлялись в действиях. Видимо, надо смотреть на его руки. Вот вкратце изложена суть и цель проекта бюджета на трёхлетку. К этому можно только добавить, есть два способа изменить ситуацию в стране – бюллетенем при честных выборах или булыжником с мостовой.
В.Г. Карпов, Председатель КРК Горно-Алтайского МО КПРФ
* Материал из патриотической газеты "Правда Горного Алтая" № 111 (200) от 31 ноября 2025 года. |