Закончились выборы депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Прошло достаточно
времени, что даёт возможность спокойно подвести итоги и сделать определённые
выводы.
Первое. Ни у кого нет сомнения, что победа кандидата от партии власти – это
победа административного ресурса. Только работа исполнительной власти
уровня муниципалитетов и Правительства, использование административного ресурса
обеспечили Роману Птицыну мандат депутата Государственной Думы. Но, по моему
мнению, проблема для общества заключается даже не в том, что использовался административный
ресурс, а в том, что мы к этому привыкли, и общество, по большому счету, остаётся
равнодушным к происходящему. Это главная проблема. Более половины не участвуют
в избирательной кампании – просто сидят дома, им все равно, что будет с ними и
что будет с их детьми. Некоторые аналитики прямо говорят, что при явке
избирателей в Республике Алтай 55 % и более, кандидат от власти никогда бы не получил
мандат. И над этой проблемой нам необходимо работать.
Второе. Все знают, что на выборы заявилось
девять кандидатов. Из них пять кандидатов – это представители коренного народа.
Все участники избирательной гонки были заявлены в качестве заинтересованных лиц
по моему (Деминой М.Ф.) административному иску о признании недействительными и
отмене результатов выборов по одномандатному округу № 2. Вы думаете, кто-то из
кандидатов проявил интерес к процессу? Кто-то пожелал высказаться по поводу
использования административного ресурса? Высказаться на предмет активного
участия высокопоставленных чиновников в избирательной кампании в пользу партии власти
и кандидата от этой партии? Нет, никто не пожелал, ибо участия в процессе ни
один кандидат не принимал, так как это их это мало занимало. А вот теперь
давайте подумаем над этим. Я слышала на сей предмет мнение своих избирателей.
Многие говорили о том, что кандидаты выдвигались на выборы не для того, чтобы
их выигрывать, они выдвигались, чтобы помочь победить кандидату от партии
власти. При этом, кто бы что не говорил, а на самом деле так и получается. Однажды
«жарко» спорила с одним из своих коллег по этой поводу, и не могла доказать
обратного. Спустя какое-то время стала снова над этим размышлять. А ведь действительно,
так оно и есть. И нет ли резона в том, чтобы изменить избирательный закон и по
всей России сделать двухступенчатые выборы по одномандатным округам в Госдуму? Может
быть, это повысит уровень доверия населения к результатам выборов? Давайте
будем об этом думать.
?
Третье. Подавая иск, указывала, что кандидат
в депутаты Птицын Р.В. нарушил требования федерального законодательства,
которые не позволяют определить волеизъявление избирателей по одномандатному
округу № 2 ввиду того, что были нарушены положения Федеральных законов «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации».
Не признавая результаты выборов на заседании
окружной избирательной комиссии РА, указывала, что отсутствовало равенство
кандидатов, что Роман Птицы использовал своё служебное положение, на него работала
исполнительная и законодательная власть Республики Алтай и органы местного
самоуправления.
По моей оценке, это были самые грязные выборы в
истории Республики Алтай. Должностные лица государственных органов и органов
местного самоуправления Республики Алтай смело и открыто использовали
административный ресурс, забыв о том, что законы страны являются обязательными
не только для граждан, но и для должностных лиц.
Глава МО «Кош-Агачкий район» Серикжан Кыдырбаев,
Председатель Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» Санаш Дидунов, Глава МО
«Усть-Канский район» Руслан Кокушев были привлечены постановлениями мировых
судей к административной ответственности за нарушение избирательного
законодательства, за открытый призыв в сети «Интернет» голосовать за Романа
Птицына. Между тем, ч. 3 ст. 53 Федерального закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» предусматривает, что лица, не являющиеся кандидатами и замещающие
государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на
государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества
своего должностного или служебного положения в целях выдвижения федеральных
списков кандидатов, кандидатов и (или) содействия избранию кандидатов. Но для
наших чиновников закон не писан. Многие чиновники, игнорируя общественное мнение
жителей Республики Алтай, с первого до последнего дня использовали преимущество
должностного положения. Это заместители Председателя Правительства Республики
Алтай Михаил Маргачев, Эжер Ялбаков, список этот можно продолжать. Они не
только сами нарушали закон, но и к нарушению федерального законодательства
склоняли своих подчинённых, привлекая их к участию в предвыборной агитации. Так,
допрошенная в судебном заседании Главный врач Кош-Агачской больницы показала,
что требовала фотоотчёты от своих подчинённых, это требование поступило от
Министерства здравоохранения, сведения по поступившим отчётам передавались в
Минздрав Республики Алтай.
Когда должностными лицами региона нарушаются
федеральные законы, люди теряют веру в то, что в обществе торжествует право и
закон, а не произвол. Противоправные действия этих лиц вызывают вопрос о
легитимности власти в обществе, что, на мой взгляд, разрушает основы нравственности
и морали, основы государственности. «Благодаря» противоправным действиям
чиновников, общество повергает сомнению главные принципы правового государства
– господства права, верховенство закона, равенство всех перед законом.
В связи с чем считаю, что необходимо вводить
уголовное преследование в отношении должностных лиц, которые используют своё
служебное положение и административный ресурс для достижения желаемых
результатов в ходе избирательной кампании, напрочь забыв, что не вмешательство
чиновников в избирательный процесс, а волеизъявление избирателей должно определять
победителя выборной гонки.
Уверена, что наступит время, когда незаконные
действия чиновников, связанные с вмешательством в избирательный процесс: сговор
должностных лиц, использование служебного положения и административного ресурса
– отнесут к категории тяжких преступлений, не имеющих сроков давности. Вы
спросите: «Почему?» Да потому что подобные действия разрушают основы государственного
строя и подрывают веру избирателей в свободные и честные выборы.
М.Ф. Демина,
депутат Республики Алтай
|