Почти тридцать лет назад была образована наша республика. Веяния перестройки в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века дошли и до Горно-Алтайской автономной области. Вопрос о повышении статуса автономной области до автономной республики всё чаще стоял в повестке дня сессий областного Совета депутатов. Надо отметить, что образование республики было подготовлено активной деятельностью депутатов Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов двадцатого и двадцать первого созывов (1988 – 1992 гг.). Именно в это время были приняты решения о выходе из состава Алтайского края, Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной советской социалистической республики, а Горно-Алтайский областной Совет народных депутатов был переименован в Совет народных депутатов ГААССР. Всё это происходило явочным путём, на свой страх и риск. Это уже потом из Конституции Российской Федерации исключили положение о том, что автономная область входит в состав края, а Верховный Совет РСФСР определил порядок преобразования автономных областей в национально-государственные образования в соответствии с принятыми постановлениями и декларациями о суверенитете.
Законным основанием изменения автономными областями и автономными республиками в составе России своего правового статуса явилось принятие 12 июня 1990 года Первым съездом народных депутатов РСФСР «Декларации о Государственном суверенитете РСФСР». В статье 9 Декларации была признана необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных образований, краёв и областей. Необходимо отметить, что народно-патриотические силы России, включая и КПРФ, считают принятие данной Декларации началом развала великого Союза Советских Социалистических Республик. Данный документ послужил основанием для принятия подобных Деклараций другими союзными республиками. В августе 1990 года Совет народных депутатов Горно-Алтайской автономной области принял Декларацию «О Федеративном Договоре и повышении государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области». В ней закреплялось, что в силу необходимости занятия автономной областью достойного места в качестве полноправного субъекта в обновлённом Союзе суверенных республик существует необходимость заключения Федеративного договора и повышения государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области путём признания её субъектом Федерации СССР и РСФСР. Была создана комиссия по консультации с соответствующими органами РСФСР по вопросам разработки и согласования основных принципов федеративного устройства СССР и РСФСР и определения политического статуса автономной области как субъекта Федерации. Декларация о государственном суверенитете РСФСР дала толчок принятию аналогичных деклараций не только в других союзных республиках в составе СССР, но и в ряде автономий России. Этот процесс шёл одновременно. Так, например, 25 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики, которая провозгласила суверенитет Казахской ССР и декларировала политико-правовые основы Казахстана как независимого государства. В тот же день, 25 октября 1990 года, на третьей внеочередной сессии Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов принятая Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской Советской Социалистической Республики также провозгласила государственный суверенитет Горно-Алтайской автономной Советской Социалистической Республики и определила суверенитет как «естественное необходимое условие существования её национальной государственности, истории, культуры, традиций и призван обеспечить каждому человеку неотъемлемое право на достойную жизнь, свободное развитие и пользование своим родным языком». Конечно же, вопрос о создании нашей республики как независимого государства никогда не стоял. В то время на местах мало кто думал о глобальных геополитических проблемах, старались в сложных экономических условиях, уловив момент, отстоять своё место под солнцем. Следует отметить, что подавляющая часть российских территорий, заявивших о своём суверенитете, не ставила вопрос о выходе и независимости от России, создании своей валюты, армии, государственных границ и тому подобное, что определяет суверенное государство. В этом числе была и наша республика. Основная идея нашей Декларации состояла в повышении правового статуса нашего субъекта в составе России, предполагалось, что Москве легче будет оказать небольшой республике помощь напрямую, чем автономии в составе большого края. Считалось, что государственный суверенитет провозглашался в целях согласия, взаимоуважения, братства и единства между гражданами всех национальностей. Позднее, в 2000 году, Конституционный Суд РФ признал, что в федеративном государстве суверенитетом может обладать лишь только сама федерация. А субъекты могут обладать всей полнотой государственной власти лишь вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения России и её субъектов. В мае 1991 года Постановлением 3-го внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР «Об основных началах национально государственного устройства РСФСР» было поручено определить порядок преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в национально-государственные образования. В соответствии с этим Верховный Совет РСФСР 3 июля 1991 года принял закон РСФСР «О порядке преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей». В нём устанавливалось преобразование этих автономных областей в республики, закреплялось правило, что граждане этих республик одновременно являются гражданами РСФСР, определялся приоритет законов РСФСР над республиканскими и до 1 января 1992 года предписывалось провести выборы в Верховные Советы новых республик. Также в Конституцию РСФСР были внесены названия новых субъектов. Наш субъект в Основном законе РСФСР стал называться «Горно-Алтайская республика». Отдельным Законом РСФСР от 3 июля 1991 года «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР» ещё раз подтверждалось преобразование нашей автономной области в республику и назначались выборы в Верховный Совет Республики. Этот день, 3 июля, в соответствии с Конституцией Республики Алтай, считается Днём Республики. В связи с принятием Верховным Советом нашей республики 8 февраля 1992 года нового названия в Конституцию Российской Федерации 21 апреля 1992 года было внесено новое название нашего субъекта – «Республика Горный Алтай». А 7 мая 1992 года депутаты нашей республики окончательно остановились на названии – «Республика Алтай». Но на политической карте России (и в большинстве документов федерального уровня) название «Республика Горный Алтай» продолжало оставаться вплоть до принятия новой Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, которая и закрепила современное название нашей республики. В настоящее время наша республика имеет все официальные символы: герб, флаг и гимн. Созданы все необходимые органы государственной и муниципальной власти. Осталось добиться того, чтобы и простые рядовые граждане, живущие в Республике Алтай, почувствовали пользу от того, что они живут и работают в самостоятельном субъекте Российской Федерации. В. Ромашкин, кандидат юридических наук
|