Банк России главной своей задачей считает таргетирование инфляции путем осуществления умеренно-жесткой денежно-кредитной политики, сущность которой заключается в снижении уровня жизни населения и замедлении роста экономики. Такая политика идет в ущерб развитию России, противоречит положению Конституции РФ о социальном государстве. Эта политика дорогих денег. В настоящее время уровень монетизации российской экономики составляет чуть выше 40%. Для сравнения: среднемировой уровень монетизации – порядка 125%, в США – около 100%, в развитых странах Европы – примерно 150-175%, в Китае – порядка 200%, в Японии – примерно 250%. Низкая монетизация (дефицит ликвидности) ведет к снижению инвестиционной активности, торможению экономического роста (а порой и к падению экономики), завышенной цене денег в экономике, кризису неплатежей и, как следствие, к волне банкротств. В настоящее время уровень монетизации российской экономики не может быть менее 100%. По правилам МВФ накопления в иностранной валюте можно хранить только в банке эмитента. При этом банк-эмитент принимает деньги на депозит под самые низкие проценты (1,5-2%) и может заморозить валютные счета любого государства, как это произошло с Россией, у которой заморожены 300 млрд. долларов. Эти денежные средства используются банками-эмитентами как кредитные ресурсы для отечественной экономики. На 1 сентября 2025 года золотовалютные резервы России были 726 млрд. долларов или 59 трлн. рублей. 33% составляет золото, остальные средства разбросаны по иностранным банкам. Фонд национального благосостояния 13 трлн. Итого: 72 триллиона рублей накоплений. В ситуации, при которой по указанию США, могут заморозить все накопления России в иностранных банках говорит о том, что накопления в иностранной валюте нужно ограничить трехмесячным объемом импорта, остальные денежные средства необходимо хранить в виде ценных металлов и драгоценных камней на территории России. Бюджетное правило следует отменить. Отчисления в ЗВР в иностранной валюте не производить. Мобилизация денежных средств позволит значительно увеличить бюджет, а размещение свободных средств в банковской системе России, позволит сконцентрировать 65,6 триллиона рублей потенциальных кредитных ресурсов для развития экономики. Денежно-кредитная политика Центрального банка откровенно направлена на вывоз денег из страны. Чистый вывоз капитала начал прогрессировать в России с 1994 г. За последние 20 лет из России вывезено 691 млрд. долл. или 50 триллионов рублей. Это чистый легальный вывоз капитала по данным Центрального банка, что сопоставимо с третью выручки от продажи нефти. Незаконный отток в результате махинаций с документами по данным Глобал Финансиал Интеграйти) достигает $782 млрд. или 57 трлн. рублей по текущему курсу. Всего вывезено 117 триллиона рублей. Отток существенно вырос в 2005 году, а в 2014 г. составил более 150 млрд. долл. В 2019 году – 40 млрд. долларов. В 2024 году – 48 млрд. дол. Капитал вывозят: государство, банки, предприятия, мигранты и другие физические лица. При этом законами Российской Федерации вывоз капитала разрешен без ограничений. Такая политика не в интересах России. Кроме того, недоступные кредиты заставляют бизнес кредитоваться за рубежом. На 1 августа 2025 года корпоративный долг составил S850 млрд., в то время, как международные резервы – S697 млрд. Благодаря такой схеме, в России сегодня нет денежно-кредитной системы, российская экономика пользуется международной денежно-кредитной системой, которая стала вторым доильным агрегатом по вытягиванию денежных средств из страны после нефтегазовой отрасли. Вследствие завышенной ключевой ставки стоимость кредитных ресурсов находится гораздо выше уровня рентабельности большинства отраслей, что еще больше усиливает и так серьезные диспропорции в структуре производства, доходов и цен. При такой ключевой ставке, кредитные ставки коммерческих банков для производственных предприятий порой превышают ключевую ставку в 2-3 раза, а среднюю рентабельность производства в обрабатывающих отраслях промышленности – более чем в 3 раза. Когда ставка ЦБ выше нормы рентабельности в обрабатывающих секторах происходит удушение экономики. В итоге, в России одной из самых больших статей стали расходы на обслуживание кредитов, что является мощным тормозом экономического роста. Для сравнения, уровень ставки ЦБ - в Китае – 3%, Великобритании – 4%, в США – 3%, в странах зоны евро – 2,15%, в Японии – ставка Центробанка вообще отрицательная (-0,5%). Таким образом, ключевая ставка в России много выше чем в ведущих развивающихся экономиках мира, не говоря уже о развитых. В России ставка ЦБ (17%) в 2,5 раза выше уровня инфляции. Для сравнения, в Китае превышение базовой ставкой инфляции составляет всего 1,25%, в Индии – и того меньше – всего 0,5%). Доля проблемных потребительских кредитов за 8 месяцев 2025 г. составила 1,7 трлн. руб. Доля проблемных ипотечных кредитов составила 1,6% на сентябрь 2025 г. С начала 2025 г. она выросла на 0,6 процентных пункта. При этом банки за 8 месяцев 2025 г. обогатились на 2,3 трлн. руб. Главной задачей Банка России должно быть стимулирование экономического и социального развития. Инфляцией должно заниматься правительство. Необходимо национализировать банковскую систему, в которой оставить только системные государственные банки. Установить государственное регулирование размера процентных ставок по кредитам. Установить валютный контроль. Ввести целевую продажу предприятиям валютных средств по льготному курсу для приобретения новейшей техники и технологий. Произвести замещение иностранных кредитов на отечественные. Необходимо создать отдельную категорию промышленных банков, для которых необходимо снизить требования по начислению резервов при условии ограничений операций с населением. Ввести государственную монополию на внешнюю торговлю и валютные операции. Взимать налог в размере 5% с денежных переводов мигрантов, ввести трудовые визы для мигрантов по номенклатуре профессий.
|