 24 апреля 2025 года депутаты Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай во всех чтениях приняли Конституционный закон Республики Алтай «О внесении поправок в Конституцию Республики Алтай».Данные поправки, согласно статье 150 Конституции Республики Алтай, были внесены Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай Турчаком А.А. Голосование «за» было почти единогласным, против проголосовал лишь один народный избранник. Были внесены следующие основные изменения в Конституцию РА: 1. Из Конституции Республики Алтай исключены слова «целостность» и «неотчуждаемость» территории Республики Алтай. 2. Должность «Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай» разделена на две: «Глава Республики Алтай» и «Председатель Правительства Республики Алтай». 3. Соответственно вводится новая должность Председателя Правительства Республики Алтай.
4. Предусмотрена процедура согласования Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай кандидатов на должность Председателя Правительства Республики Алтай, всех его заместителей, а также министров Республики Алтай. 5. У Председателя Парламента республики было ликвидировано право ставить свою подпись под принятыми депутатами Республики Алтай законами Республики Алтай. 6. Уточнено, что Глава Республики Алтай гарантирует соблюдение (а не является «гарантом соблюдения») Конституции Республики Алтай. 7. Установлено полномочие Главы Республики Алтай отменять любые правовые акты Правительства Республики Алтай, иных исполнительных органов государственной власти Республики Алтай или приостанавливать их действие с обоснованием принятого решения. 8. Дополнен перечень случаев для досрочного прекращения полномочий Главы Республики Алтай (в том числе, приобретения им статуса иностранного агента). 9. Предусмотрено переименование Аппарата Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай в Администрацию Главы Республики Алтай. Следует заметить, что поправки в Конституцию Республики Алтай были внесены крайне быстро: всего за восемь дней (с 16 по 24 апреля) они прошли весь путь от внесения проекта до окончательного утверждения. Такая оперативность вызвала немало споров и критики со стороны экспертов и общественников. Тем более, что 22 апреля автор поправок внёс доработанный текст законопроекта, который уже не предусматривал каких-либо корректировок. Хотя надо признать, что первый вариант поправок предлагал исключить из текста Конституции РА понятия «единства и неделимости» республики. Но в итоге рабочая группа при Комитете по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению убедила Главу Республики Алтай вернуть эти слова в Основной закон республики. На исключении слова «целостность» из Конституции Республики Алтай настаивала Прокуратура Республики Алтай, исходя из того, что в соответствии с поправками к Конституции России от 2020 года обеспечение защиты суверенитета и территориальной целостности относится к полномочиям исключительно Российской Федерации, а слово «неотчуждаемость» вообще не присутствует в текстах ни одной из конституции республик. Процесс исключения слова «целостность» из конституций республик идёт в России с 2022 года. Данное слово исключено уже из конституций республик Башкортостан, Дагестан, Татарстан и др. В Алтайском крае из Устава также исключено это слово. Быстрое прохождение поправок практически исключило возможность не только широкого публичного обсуждения, но и ознакомления депутатов для изучения текста и выражения своего мнения. Недостаточная экспертиза документа увеличивает вероятность появления неясностей и противоречивых положений. Оппозиция и отдельные общественные деятели высказали опасения, что такая быстрая процедура может свидетельствовать о желании обойти традиционные механизмы согласования и контроля, может вызывать недоверие и подозрение к власти («хотят что-то утаить и протащить в интересах определённых заинтересованных кругов»). Следует отметить, что процедура внесения конституционных поправок предполагает исключительно парламентское рассмотрение и утверждение предлагаемых изменений, не предусматривает обязательного всенародного обсуждения проекта поправок и, соответственно, не устанавливает процедуру референдума. А вот процесс принятия новой Конституции республики в соответствии со ст. 147 предусматривает обязательное всенародное обсуждение. Таким образом, Конституция Республики Алтай устанавливает внятную структуру внесения поправок, однако ограничивает возможность прямого влияния населения на этот процесс. Конституция Республики Алтай была принята 7 июня 1997 года, то есть 28 лет назад. За этот период документ претерпел многочисленные изменения – поправки вносились более 50 раз. Основной причиной этого являются частые изменения федерального законодательства, требующие внесения поправок в конституции и уставы субъектов РФ. Порой изменений так много, что лучше предложить новую редакцию конституции, чем вносить по статейные поправки, поэтому в 2007 году Конституция Республики Алтай и была принята в новой редакции. Теперь некоторые мысли по поводу внесённых в Конституцию РА поправок в апреле 2025 года. До 2025 года в Республике Алтай ни у кого не возникало сомнений в том, что высшее должностное лицо нашего небольшого субъекта может успешно совмещать должности и Главы и Председателя Правительства. Но на прошедшей 24 апреля сессии Парламента Республики Алтай лишь депутат Республики Алтай от КПРФ отстаивал эту позицию. Может быть, депутаты от других партий были удовлетворены тем, что Глава Республики Алтай дал им право согласовывать назначение почти всех членов Правительства Республики Алтай? Но надо помнить, любой член Правительства Республики Алтай, получивший согласие Парламента на занятие государственной должности, может в любое время быть освобождён Главой Республики Алтай без учёта мнения парламентариев.Депутаты также не стали обсуждать тот факт, что под законами Республики Алтай теперь не будет подписи Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. А ведь эта подпись не только удостоверяла подлинность текста законов и свидетельствовала принятие их законодательным органом республики, но и наглядно подчеркивала негласный принцип национального паритета в руководстве государственной власти Республики Алтай, под законами стояли подписи руководителей двух ветвей государственной власти республики (исполнительной и законодательной): Зубакин – Табаев; Лапшин – Яимов; Бердников – Белеков; Хорохордин – Тюлентин, Кохоев; Турчак – Ялбаков. Как ни крути, а минимум один точно уроженец Горного Алтая! Надо согласиться, что такой нормы нет ни в одном субъекте, но и противоречия федеральному законодательству ни одна контролирующая инстанция не усматривала, более четверти века никто не трогал данную норму. Отказ Главы Республики Алтай от статуса «гаранта соблюдения Конституции Республики Алтай» тоже не является обязательной мерой. В ряде конституций республик было записано, что Глава республики является гарантом Конституции республики и Конституции Российской Федерации на территории данной республики. Вот тут резонно сказать, что гарант федеральной Конституции один – это Президент России! Но ведь в Конституции Республики Алтай речь шла лишь о гаранте соблюдения только Конституции Республики Алтай! Депутаты Республики Алтай, проголосовавшие за новое полномочие Главы Республики Алтай отменять любые правовые акты Правительства Республики Алтай, иных исполнительных органов государственной власти Республики Алтай или приостанавливать их действие с обоснованием принятого решения, даже не приняли во внимание тот факт, что такого права в отношении федерального Правительства и его министерств нет даже у Президента страны. В соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции России глава Российского государства может отменить постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации «в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации». Переименование же Аппарата Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай в Администрацию Главы Республики Алтай тоже может быть не таким безобидным, как кажется на первый взгляд. Может случиться так, что Председатель Правительства Республики Алтай и его заместители вообще утратят какое-либо влияние на новую Администрацию Главы Республики Алтай, которая подчиняется исключительно только Главе Республики Алтай, который назначает её руководителя и определяет основные направления деятельности Администрации. Из выше приведённого анализа становится ясным, почему представитель КПРФ, он же председатель Комитета, в чьём ведении находятся вопросы законодательства, не мог, да и не имел права поддержать скоропалительно внесённый и принятый в спешке закон о поправках в Конституцию Республики Алтай. Хотя и остался в полном одиночестве. Но интерпретация поправок различными политическими силами в республике получила разные оценки. Одни заявили, что слова «целостность» и «неотчуждаемость» были исключены из текста Конституции Республики Алтай умышленно с целью «забрать землю у народа и отдать олигархам». Самое интересное, что на другие поправки в Конституции Республики Алтай подобные политики не обращают никакого внимания. Другие полагают, что депутаты Республики Алтай, исключив из Основного Закона Республики Алтай слово «целостность», согласились на ликвидацию самого статуса республики. Обе эти трактовки содержат элементы политического лукавства. Упования на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации тоже беспочвенны, так как этот орган рассматривает вопросы только права, то есть смотрит, соответствует ли конкретный закон Конституции Российской Федерации. Но найти противоречия принятых поправок Конституции России будет сложно. Так, в 2000 году Конституционный Суд Российской Федерации по жалобе руководителя нашей республики в то время Зубакина С.И. постановил исключить из Конституции Республики Алтай понятий «суверенитет» и «право собственности» Республики на природные ресурсы; запрет складирования радиоактивных отходов; норму об отзыве на основе всенародного голосования Главы Республики. Очевидно, что если бы выше названные нормы остались в Конституции Республики Алтай, то бы и никто не требовал исключения слова «целостность». Исключение термина «суверенитет» из Конституции Республики Алтай не привело к утрате республикой своих неотъемлемых качеств самостоятельного субъекта Российской Федерации, понятие «целостность» также не повлияет на статус республики. Ведь данный статус определяется не только Конституцией Республики Алтай, но и ст. 66 Конституции Российской Федерации. Размышляя о роли Основного Закона республики, я пришёл к выводу, что новое руководство нашего региона ещё не осознаёт значение этого документа как фундамента всего законодательства республики. Если бы это было не так, то перед тем, как затеять муниципальную реформу с переходом на одноуровневую систему организации местного самоуправления, Глава Республики Алтай привёл бы конституционные нормы, регулирующие систему местного самоуправления, в соответствие с федеральной Конституцией. Например, в настоящее время по Конституции Республики Алтай местное самоуправление в Республике Алтай осуществляется в городском округе, муниципальных районах и сельских поселениях, а по закону № 54-РЗ о местном самоуправлении – в городском округе и муниципальных округах. Очередное неуважение к Главному Закону Республики Алтай?
А.С. Смышляев, член КПРФ |